Васа - 2015. Мокрая. Вкусная. Моя.

Уже давно хотел написать небольшой рассказ о моем участии в известном многим лыжном марафоне Васалоппет, но все никак руки не доходили. Но сейчас, наконец-таки собравшись с мыслями, попробую поделиться впечатлениями о моей поездке в Швецию.

Итак, началось все в воскресенье 16-го марта прошлого года, когда вместо участия в полюбившейся мне гонке МВТУ, отмененной из-за погодных условий, я, достаточно отоспавшись и навалявшись в своей комнате главного здания МГУ, ждал открытия регистрации, запланированной на 12:00 по Москве. Желающих как можно скорее получить стартовые номера, как никогда много. Среди них ради прикола был и я. Тысячи кликов по всему миру – сайт падает. Начало регистрации перенесено на один час.

13:00. Беспрерывно обновляю страницу до тех пор, пока не появляются поля для заполнения, быстро вбиваю свои данные. Нажимаю зеленую кнопочку. Тут же получаю письмо " You’ve now booked your place in Vasaloppet March 8 2015".

Как оказалось, зарегистрироваться на гонку – это уже соревнование. 15 800 номеров разобраны за 90 секунд. Для сравнения: все номера на 2014 год были забронированы за 10 минут, на 2013 – за 11 дней. А неделю назад стартовые номера на 2016 год разошлись за теперь уже рекордные 83 секунды. Чемпионом МГУ по получению слотов, безусловно, считаем Семёна Никифорова, сумевшего меньше чем за полторы минуты заявить двух участников!

Зачем же это было мне нужно я тогда не понимал, но через какое-то время всерьез начинаю задумываться о том, чтобы поехать, и оплачиваю стартовый взнос. Но походу учебно-рабочего и не очень спортивно- тренировочного года, наоборот, все больше появляется мыслей об отказе от участия и продаже стартового номера.

Настоящим спасением становятся новогодние каникулы в сочетании с отличным сбором в г. Пересвет с верными товарищами по команде факультета ВМК Саньком и Диманом, которые, как и я, только сейчас начинают готовиться к своему старту года - французскому Трансжурасьен. Уверен, именно в эти дни был заложен прочный фундамент моей первой очной победы в сезоне, одержанной в гонке Кубок МГУ, над моим другом Антоном, готовившегося к зиме по специальной разработанной им самим программе «Я порву тебя, Данияр!». К сожалению, находить время для тренировок в межсезонье удавалось с трудом, поэтому именно такими шуточками мы подначивали друг-друга. Успех придавал мне уверенности и теперь уже не было никакой необходимости продолжать готовиться – главная цель выполнена. Но все же шаги к покорению другой крупной вершины, о которой, собственно, и идет речь, были продолжены: не самое плохое выступление на König Ludwig Lauf позволяет сменить стартовый номер с 14651 на 3640(разница – 11011 позиций, любители чисел оценят), а кабанье в лице Вадика и мастера-палко-ломастера Артема не давали лениться и мотивировали на плодотворные тренировки во время нашего небольшого сбора в Австрии сразу после Кенига. Последние приготовления в оставшиеся пару недель до старта включали в себя обсуждение деталей поездки: маршруты, небольшая культурная программа, подготовка лыж и другое.

5-го марта со своим попутчиком Димой(бегавшим в свое время за Коми с Волженцевым и Парфеновым), с которым мы познакомились благодаря форуму сайта журнала "Лыжный Спорт" и до этого дня еще не виделись, прилетаем в аэропорт Стокгольма, где нет ни малейшего намека на зиму – ни снежинки, светит яркое солнышко.

На вопрос пограничника о цели приезда я ответил, что собираюсь принять участие в лыжном марафоне.

-Что за такой марафон?

-Ну вот, может вы знаете? – спросил я, протягивая распечатанный стартовый сертификат.

-Ааа, Васалоппет, круто-круто! В первый раз? За какое время планируете пробежать? – уже не такой нахмуренный поинтересовался бородатый дяденька.

-Да, первый. Эм, ну, было бы очень-очень круто за 5 часов.

-5 часов??? Это очень быстрое время!

-Я попробую.

Сидящий по ту сторону стекла, слегка хихикая, протянул паспорт, но продолжал его крепко держать.

-Я запомнил ваше имя, и проверю результаты. Удачи!
:)
-Из шести точно нужно бежать… Спасибо! - сказал я, почесывая голову, и только теперь начал задумываться по силам ли мне заявленное время.

-Смотри, не выбежишь – из страны не выпустят, - пошутил Дима, тут же сказав пограничнику, что он, напротив, не такой амбициозный.

Взяв прокатный Volvo(по-моему, в Швеции на чем-либо другом практически не ездят), забираем прилетевших позже из Питера еще двоих коллег по цеху: Андрея – руководителя фотослужбы газеты «Невское время» и Олега, уже распланировавшего на этот день для нас увлекательную программу. Из самого запомнившегося мне было посещение усыпальницы шведских королей Уппсальского кафедрального собора. Грандиозное по масштабам здание, выполненное в готическом стиле строилось без малого 200 лет, начиная с 13 века. Именно здесь, помимо многих известных деятелей, был похоронен Густав Васа, на забег имени которого мы приехали.

                                   
                                  Окультуриваемся. Кафедральный собор. Город Уппсала.

       
       Старая Уппсала.

Также в нескольких километрах севернее города посетили курганы Конунгов Викингов(Kungshogarna).

     
      А вот так из местных девочек вырастают Шарлотт Каллы
:)


Далее была долгая дорога в северо-западном направлении. Как мы постепенно въезжали в зиму я не чувствовал, потому что спал. Впрочем, спал в дороге я почти всегда, куда бы мы не ехали. Парни все как один просто поражались, как мне удавалось так быстро вырубаться каждый вечер, лишь прикоснувшись к подушке.

Приехали мы поздно. Поели и легли спать. На следующий день, получив стартовые номера, спешили опробовать первые километры трассы. Знаменитый двухкилометровый стартовый подъем оказался гораздо круче, чем я себе представлял по прошлогодним трансляциям. Первые метры и вовсе думаешь, будто взбираешься на Воробьевы. В конце подъема ждет указатель 87. Именно столько км осталось до финиша(километраж указывается в порядке убывания). Но как несколькими днями ранее заметил Юрик Шварц, куда веселее мне будет пробежать сорок, и увидеть, что впереди еще целый классический марафон. Оставшись довольным первыми десятью км трассы, оставалось надеяться на ее такое же состояние. Но было понятно: погода шепчет…

     
      Проводим разведку трассы.

     
      Выход с первого подъема. Где-то внизу старт.

Действительно, потепление на следующий день подкинуло пищи для размышлений. Чем готовить лыжи на держание было не очень ясно. Вся компания, кроме меня, поехала на место финиша в город Мора. А что я? Конечно, спал. Дождавшись вечера, когда погода должна быть более или менее похожа на завтрашнюю утреннюю, началось тестирование мазюк. Очень здорово, что сделать это можно было буквально у порога нашего отеля. Подобрав мазь и завершив подготовку, нужно было быстро поесть и лечь спать. Завтра тяжелый день.

День старта.

4:10. Подъем. Да, встать нужно рано. Немного спасает двухчасовая разница во времени. Завтрак, быстрые сбора и выход.

5:15. Выехали вовремя, как и планировали. Жили мы всего ничего в десяти км от старта. Пробки, как оказалось, начинаются задолго до начала гонки. Полоса машин с боксами становилась длиннее на каждом перекрестке.

5:55. Я был уверен, что стартовые карманы открываются в шесть утра. Но подойдя к зоне своей третьей группы(3001-4500 номера), увидел, что первые рядов 15 уже заняты и стоит гигантская очередь у входа. Через несколько минут впускают и меня. Какое занять место казалось уже не важно, но далеко впереди виднелся просвет. Странно, но все же я решил проверить. Подойдя, действительно обнаружил, что в 5-м ряду есть свободное место. Но оно было посреди большущей лужи. Лучше так. Кладу аккуратно лыжи. До старта два часа. За это время успеваю отстоять очередь в местный арт-объект синего цвета, и немного отдохнуть в машине - спать хотелось жутко.

       
       Два часа до старта. Ищем свободное место.

7:55. К этому времени уже вся поляна превратилась в большую лужу местами со снегом. Все ненужное в пути запихиваю в пакет, и бросаю в камеру хранения. Цепляю на пояс очень удобный подсумок Полины, в котором бутылочка с нанесенными днем ранее указателями : 79 66 55 42 28 19 9 0. Числа эти служили напоминанием отсечек, где расположены пункты питания, и были ориентиром для выбора следующих километров, где необходимы выпить своей водички.

8:00. Температура +4. Слышен выстрел. Почти сразу трогаемся с места. На первом километре по возможности стараюсь прыгать из лыжню в лыжню, обгоняю народ, едущий по пятидесяти параллельно нарезанным следам. Думаю, в этом был смысл, так как скоро трасса сузится в два раза, из-за чего начнутся постоянные торможения. К началу упомянутого выше подъема я оказался с довольно удобной правой стороны, успевшей сузиться раза в три, трассы. Поднимая голову можно было видеть, что все пространство заполнено разноцветными костюмами лыжников. К счастью, я не стоял в долгой до ужаса пробке, чего не сказать про 7-10 группы. Лишь иногда инстинкт сохранения палок заставлял взбросить руки вверх и приостановиться. Все также была возможность обгонять, что я и делал.

Выезжаем из леса, небольшое выполаживание и равнина. Равнина, которую я ждал, но которая очень сильно огорчила. Сильный холодный ветер дул справа. Мало того, что палки провалились в и без меня рыхлую поверхность, так они еще и застревали, что такому кабану, как я, конечно, не могло понравиться. Оказалось, если перейти в правую лыжню, то еще терпимо, но лыжи там катили заметно хуже – просто в ней никто не ехал. Но так, скажу сразу, было не всю гонку. Дальше будет теплее, дальше будет каша.

Хотя к первой отсечке я был уже в тысяче, дальше столь существенно я не продвигался, а порой и вовсе откатывался назад. Все промежуточные точки, они же и пункты питания, находились в деревнях либо небольших городках, где было очень много местных болельщиков, поддерживающих каждого мимо проезжающего. Расстояние между ними было очень разное и доходило до 14 км, поэтому, всякий раз доставая бутылочку, прикидывал и запоминал следующие километры, где не помешало бы покормиться.

Где-то через 15 км едущий рядом мужик заговорил на непонятном мне заморском наречии.

-Я вас не понимаю, -ответил ему по-английски.

Мужик, пояснив, что он швед, продолжил: погода сегодня не очень, трасса мягкая да еще это ветер… Но ты не беспокойся, мы сейчас повернем левее в лес и все будет ОК.

Перекинувшись еще парой фраз и пожелав друг-другу удачи, догоняем красивую девушку в черном комбинезоне, стартовавшую в группе элиты. Не знаю, знал ли этот мужик ее, но он начал с ней очень мило беседовать. Я же начал потихоньку отъезжать от них вперед. Как окажется, эту девушку многие из вас знают.

     Замерив свой среднй темп на перегоне между 11-м и 24-м километрами, понимаю, попадись я тому самому дядьке - при выезде из страны могут быть проблемы. Конечно же, это я шутя сам себя так поддразнивал, но спешить никуда не собирался. Хотелось разложиться по дистанции как можно ровнее.

Теплело. На протяжение практически всей гонки, в то время как я кого-нибудь обгонял, кто-нибудь другой обгонял меня. Вообще, это такой марафон, где можно быть уверенным, что рядом точно кто-то есть. Поэтому если вы боитесь одиночества – советую

Может, потому что я особо никуда не спешил, но первые км 60 бежалось довольно легко, пил вовремя, любовался природой. Приезжаю на 62-й км в Оксберг. Еду довольно бодро и тащу небольшую группу. По толпам болельщиков, кричащих что-то непонятное, но заставляющее улыбаться, показалось, что это было одно из самых крупных местечек на нашем пути. И вот слышу объявление диктора:

-Данияр Тулендинов, Казахстан.

-Казахстан??? - повторил он после небольшой паузы. Казалось, он произнес это с таким удивлением, будто я представитель экваториальной Африки. Вдогонку слышались еще пара непонятным мне фраз со словом Казахстан, что было очень приятно. На самом деле правда немного обидно, что нашу очень даже лыжную страну представлял только один участник. Россию, кстати, тоже немного – 55.

     
     Судя по тому, что уже снял повязку, где-то за 30 км до финиша.

Следующие 10 км запомнились, как самые тяжелые. Они оказались довольно рельефные, что трудно заметить по рисунку профиля трассы. Но сильные ребята сразу предупреждали, что подъемов много и они везде, и что масштаб профиля просто не позволяют отобразить их все. Посему было понятно, что бежать, конечно, нужно с мазью держания, особенно людям с уровнем моей подготовки. Держание, кстати, было отличным до самого финиша. Сводило на этом трудном участке по очереди все мышцы, но, к счастью, отпускало быстро. Запомнилось, как выгнулся в обратную сторону большой палец левой руки, и не сгибался обратно, что не позволяло крепко держать палку. Правой рукой удалось сжать палец в кулак, но при толчке ненадежная конструкция рушилась. Тогда, повторив то же самое, продолжил ехать не разжимая кисти. Продолжалось это недолго, но за время этого моего кризиса успел пропустить немало народу, в том числе ту самую девушку в черном.

Последние 20 км были равнинные. Трасса стала заметно грязнее и жестче. Да и вообще показалось, что ближе к Море снега было меньше. Может, от того и жестче. Вскоре, догоняю небольшую группу, которую, к моему удивлению, тащила та самая девушка! Я все еще не подозревал, что это известная шведская биатлонистка Хелена Экхольм. Честно, был немного в шоке – несколько мужиков, откровенно притормаживая, рюкзачат за ее спиной. 8 Марта, как я понял, в Швеции не праздник. Негоже это, подумал я, и начал обгонять компанию, увозя за собой мужичков. Группа быстро развалилась. На последних километрах вспоминаю наставления нашего попутчика фотографа Андрея: «Смотри, чтоб на финише сфоткали нормально. Обгоняй народ, или наоборот отстань, главное, чтобы никто не мешался». Однако, выйдя на финишную прямую об этом совсем не думаю, и под многочисленные хэй-йа хэй-йа(давай-давай) выигрываю свой спурт.

     
     Финиш.


На улице +9. Мое время – 5:36:07. Эмоции на финише? Кажется, их пока не было.

Пройдя несколько метром принимаю поздравления от девушек в национальных нарядах. Ходят байки, что они говорят что-то типа «Вот ты и стал настоящим мужчиной». Через пару секунд на моей шее оказывается медаль финишера. Сегодня ее давали уложившимся в шесть с небольшим часов. Тут же меня поджидают восстановительные напиточки. Укутывают в мантию из фольги, забирают на хранение лыжи и отправляют в автобус, который минут через пять доставит к моим теплым вещичкам, привезенным сюда со старта.

Дальше было вкусно. Долгий и вкусный шведский стол, и прочие ништячки от организаторов. Знакомлюсь и обсуждаю уходящий день с лыжниками из Норвегии и Швеции. Уже не помню что, но что-то пишу в поздравительной открытке, отпускаю ее в почтовый ящик и возвращаюсь в зону финиша почувствовать атмосферу большого для этих мест лыжного дня, где еще долго до позднего вечера шумные болельщики подбадривают завершающих дистанцию марафонцев.

Через несколько часов вновь воссоединившись со своей компанией, получив, наверное, почти все, что можно от этого без преувеличения светлого для меня лыжного праздника, собираемся в путь. Дорогу обратно, понятное дело, не помню, так как снова спал.

                             
                             Та самая бутылочка
:-)



Пока все это писал, еще раз сгонял в Швецию и пробежал Васу
:)
-Ну рассказывай, есть ли жизнь после 90? - написала мне следующим вечером Катерина Фи.

Отвечаю. Есть, но у меня она началась где-то через недельку.

Поехал бы я еще? Обязательно! Но не думаю, что скоро.

Посоветовал бы вам? Да, но только очень хорошо подготовившись, как в плане тренировок, так и в плане организации.

Да, о чем я это вообще все? О моем участии в одном из крутейших марафоне мира? Отчасти может и да. Но больше о том, что однажды мне посчастливилось попасть с лыжную команду МГУ, и провести с вами уже 5 отличных сезонов. А кое с кем мы теперь еще и коллеги. Чему я очень-очень рад! Ребята, спасибо вам всем большое! Спасибо за поддержку! Вы очень клевые. Без вас бы точно не добежал. Мы настоящая Dream Team!

MSU SKI TEAM – Мы победим!
05.04.2015 13:11:53
Данияр, поздравляю с отличным результатом! И спасибо за красочный отчет!
Паша, спасибо большое! :)
06.04.2015 23:02:35
Молодец! Интересный отчет!

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.