Чешский пролог

Составление плана участия в марафонах в последние годы похоже на лотерею: будет, не будет? Повсеместное потепление отменяет соревнования одно за другим. Так, в прошлом году я пробежал только «Николов перевоз» в Дубне, а с остальным не сложилось.
Нельзя сказать, что нынче мы с коллегами сломя голову бросились навёрстывать упущенное, но план сваяли с запасом.
Главная цель на сезон – достойное участие в легендарном 90-километровом классическом марафоне Vasaloppet, который пройдёт в Швеции в марте. Все остальные старты хоть и входят в «покоряемые» серии Russialoppet и Worldloppet, всего лишь своего рода прикидки-репетиции. В этом я доверяю своему партнёру по марафонам Дмитрию Кричевскому – мужу и тренеру чемпионки мира Елены Эктовой. Он хоть и моложе меня, но куда искушённее во всех вопросах лыжной подготовки.
Первые плановые состязания нынешнего года – марафон Jizerska Padesatka – соревнования с давней историей. Через год им стукнет 50 лет. Интересная трасса, но с одним серьёзным недостатком – большой зависимостью от погоды. Европа, как-никак! Однако организаторы в своих рассылках регулярно успокаивают: снега заготовлено с запасом. Марафону ничего не угрожает.
Надеемся!
Ехать решили на машине по маршруту Россия – Латвия – Литва – Польша – Чехия. До пограничного перехода добрались быстро. Дорога хоть и не экстра-класса, но знакомая. А вот на самой границе слегка застряли, несмотря на то что машины здесь дело нечастое и кроме нас перехода ожидал лишь один микроавтобус с хорватскими то ли пловцами, то ли ватерполистами. Пограничники и с той и с другой стороны всё делали очень вдумчиво, серьёзно и совсем не торопясь. Если бы на финской границе работали в таком же темпе, то уже через пару часов очередь растянулась на много километров.
В Эстонию за последние годы я приезжал несколько раз. А вот в Латвии и Литве не был с зимы 1991 года, когда снимал вооружённые баталии с участием рижского ОМОНа и события у вильнюсской телебашни, которые, как считается, ознаменовали начало распада Советского Союза. Поэтому на многое обращаю пристальное внимание.
Начнём с того, что двигаться приходится не спеша. Ехать быстрее не дают дороги – узкие и с очень плохим покрытием. Похоже, что в Литве с советских времён так и осталась единственная приличная автострада Вильнюс – Каунас.
Искренне желаю латышам и литовцам хорошего будущего, но пока увиденное не радует. Когда-то я подрабатывал групповодом и возил сюда – в «нашу Европу» – многочисленных туристов. В эту поездку мы останавливались в нескольких городах, но никакого присутствия туристов не отметили.
Всё кардинально поменялось, как только мы пересекли границу Польши. Основные магистрали отличного качества, а автобаны уступят разве что немецким. На небольшом расстоянии друг от друга сооружены целые комплексы для отдыха с заправками, ресторанами быстрого питания и гостиницами. В одной из таких мы и заночевали.
Утром, продолжив путь, стали свидетелями аварии – большегрузный автомобиль штормовым ветром просто сдуло с трассы. Фура намертво заблокировала автостраду. Однако через короткое время полиция и спасатели на тягаче всё разрулили.
Уже на подходе к цели задумавшийся навигатор «покатал» нас пару часов по польским деревушкам. Судя по тому, что довелось увидеть, живут люди не сказать что богато, но, как говорит один мой коллега по редакции, опрятно. Впечатляет количество яблоневых садов и занимаемая ими площадь.
К городку в горах Янов над Нисой подъезжаем затемно. Хозяин дома, в котором мы арендовали жильё, встречает нас на квадроцикле и сопровождает по горному серпантину. Едет быстро. Мы хоть и переобулись для поездки в Европу в нешипованную резину, стараемся не отставать.
Утро. На улице плюс 10. Едем получать стартовые номера в городок Либерец. Здесь царит приподнятая, праздничная атмосфера. Гомон разноязыкой толпы. Кто-то встречает старых друзей, кто-то заводит новых.
Возвращаемся и, пообедав дома, отправляемся смотреть трассу. По горным улочкам вовсю текут не ручьи, а полноводные реки. Однако организаторы не унывают, успокаивая тысячи спортсменов, приехавших сюда со всего света. А как не волноваться, если в прошлом году из-за отсутствия снега марафон отменил
Вечером Дмитрий Кричевский колдует, одновременно готовя несколько пар наших лыж. На завтра обещают резкое похолодание, и угадать со смазкой – задача практически нереальная. Трасса проходит на разной высоте, и температура и структура снега меняются неоднократно.
Утро. Похолодало. Рек-ручьёв не видно. Завтракаем, по привычке сую в подсумок несколько тюбиков с гелями. Грузимся в машину.
Приезжаем на место часа за полтора до старта. Пробуем лыжи. Дима продолжает эксперименты со смазкой. Я смиренно жду окончательного варианта.
Минут за 10 до старта заканчиваем с «опытами», снимаем одежду для разминки и двигаемся в свои стартовые коридоры. Мой – пятый из восьми. И это очень неплохой для меня вариант. Ведь по-хорошему я не катался классикой со времён спортшколы. А лет мне 57.
Мёрзнем на сильном ветру. Стартует элита. Потом через равные промежутки времени один за другим освобождаются стартовые коридоры.
В отличие от беговых марафонов результат в лыжном не совсем верно отражает твой уровень. Отъехал со стартовой поляны. Не успел разогнаться, как впереди подъём – две разбитые ледяные лыжни (как в Чехии, например) и несколько сотен неспешно топающих марафонцев. Ждёшь. Толпа понемногу рассасывается лишь ближе ко второй половине дистанции, да и то если трасса в хорошем состоянии. Таковы реалии лыжных марафонов. Все об этом знают и зарабатывают рейтинг, чтобы заслужить право стартовать в первых группах.
На марафоне Jizerska Padesatka образца 2015 года самое опасное – спуски. И даже не они, а лыжники, которые на скорости валятся прямо перед тобой. Объехать их по ледяной разбитой трассе – тот ещё экстрим. Странно, вроде в нашем тренировочном Токсово горки не ахти какие, а мы стоим-едем.
В остальном же на трассе полный порядок. «Кормопункты» именно там, где положено, знаки, предупреждающие об опасности, и волонтёры – тоже. Можно и лыжи на держание подмазать на специальных пунктах, но мне не надо – Дима со смазкой угадал. Лишь на последней десятке были небольшие проблемы.
Кстати, в последние годы лыжная элита едет марафоны «на руках». Лыжи у них намазаны только на скольжение. А подъёмы-тягуны на марафонах бывают крутые и очень-очень даже длинные. Неудивительно, что обхват бицепса у таких «сверхлюдей» равен обхвату моего бедра. Брат Димы Кричевского Вадик, в Чехии впервые «живьём» увидевший, как лучшие в мире гонщики едут сейчас классические марафоны, был искренне поражён.
Я свои 50 километров еду классикой «как положено» и для себя очень даже неплохо. При 3149-м стартовом номере приехал 2184-м. Продвижение вперёд для получения более выгодной стартовой группы на Vasаloppet есть! Ещё раз спасибо Диме за подготовку лыж. Без его стараний результат был бы куда хуже. Так, например, у моего старого товарища, неоднократного рекордсмена по горным марафонам Петра Кожина, который готовил лыжи самостоятельно, финишный результат здесь в середине четвёртой тысячи.
На финише волонтёры укутывают нас теплосберегающим покрывалом из фольги. Переодеваюсь. Звоню ребятам. Находимся. Ставлю штамп в «Паспорт марафонца». Культурную программу в рамках соревнований (а это обед и рок-концерт) игнорируем и сразу возвращаемся домой – у Димы Кричевского сегодня день рождения. Будем расслабляться узкой компанией.
Утром выезжаем, чтобы к вечеру следующего дня добраться в заметаемый снегом Петербург.
23.01.2015 08:32:43
Андрей, спасибо!

Я тоже когда-то пал жертвой погоды, прокатившись в Чехию, в Либерец, понапрасну. И всё-таки ещё дважды у меня в жизни была Жизерка - тоже для меня весьма памятная гонка.  
23.01.2015 08:46:14
Ну мы то, слава богу, проехали. А место приятное:)

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.