Сахарный марафон - было холодно и грязно, через год опять пойду!

Сам бог велел написать сюда отчет о Сахарном марафоне, потому что об этом мероприятии я узнала из анонса именно на s-events.

Уже и не помню, что именно попалось мне на глаза, когда я сидела в адлерской столовой и пыталась понять, как бы мне проникнуть нелегально на биатлонный стадион. Пресс-атташе СБР только что сказала, что это "невозможно", но слово сие не совсем из моего лексикона. Я скорее из тех, для кого "если нельзя, но очень хочется, то просто надо придумать, как". Что касается Сочи, то сборные туда заехали в начале сентября, я приехала 8, а аккредитация прессы на чемпионат России открывалась 16. Без аккредитации даже если бы всё сложилось, подъем к стадиону стоил бы мне 850 рублей. Достаточно ли дорог мне российский биатлон, чтобы ради приближения нашей встречи на одну неделю платить такие деньги, отрывая при этом время (и не в часах, а в днях, ибо дорога из Адлера в Поляну неблизкая) от пляжных радостей, тренировок и экскурсий? За этими размышлениями я и сама не заметила, как перешла на этот сайт по какой-то ссылке с "Лыжного спорта" и увидела анонс Сахарного марафона. Место проведения - Красная Поляна, Сочи.

Так вопрос с биатлоном был решен. Теоретически всё выглядело нормально: 13 сентября приехать в Красную Поляну посмотреть что и как, 14 - марафон, пройти часть дистанции и поснимать. А биатлон подождет до 19. В реальности оказалось, что план не был идеальным.

1. Рекогносцировка


Красная Поляна от Адлера расположена примерно в 45 км, но дорогу сильно осложняет олимпийская стройка и сопутствующие ей постоянные вынимающие душу пробки. Итак, вечером 13 сентября после ужина я села в автобус и поехала в Поляну "посмотреть". Дорога заняла примерно полтора часа. Ещё полчаса ушло на то, чтобы найти место называемое "вольеры", где проходила регистрация. Рядом на территории заповедника расположились палаточным лагерем участники. Тут и стала ясна мне моя первая ошибка: представилась возможность переночевать наверху, а вещи, необходимые мне, я оставила в Адлере. И если на часах 21-00, то осмотреться, познакомиться - уже 22-00, дорога обратно - 24-00, а утром в 4-30 надо уже быть на вокзале в Адлере, чтобы встретить участников, приезжающих утренним поездом и снова ехать в Поляну. А я, наивняк, ещё назначила встречу директору лыже-биатлонного стадиона и его жене - о чем только думала? Почему-то в моих расчетах дорога от Адлера до Поляны была чуть ли не втрое короче, чем в действительности. Но ничего не попишешь, ночевать наверху в палатке без теплой одежды, а потом идти на дистанцию без палок и камеры - точно не вариант. Пришлось ехать в Адлер, а у палаток в это время уже песни поют...

К слову, в 23-30 в Адлере ещё стоят пробки, и в одну их них я умудрилась встрять. Даже на видавшего виды "подмосквича" это производит впечатление. Потом оказалось - причина в ДТП, сбили пешехода (

Сборы, три часа на сон и утром на вокзал - встречать участников. Микроавтобус предоставили организаторы за 300 рублей с человека. Снова едем в Поляну, мне дают номер участника гонки (без него не допустят в зону, где действует пропускной режим, там идет олимпийская стройка) и вместе с участниками грузимся в ГАЗ-66. Эта машинка должна нас забросить к месту старта. По дороге чуть-чуть начинаю разбираться в местной географии.
Гранд Отель "Поляна"

Комплекс "Лаура" расположен чуть в стороне от самой Красной Поляны. Горные поселки всегда располагаются в ущельях, вдоль реки, и Красная Поляна вытянута вдоль Мзымты именно таким образом. А немного выше есть ещё небольшое ущелье, как бы ответвление от основного, где в Мзымту впадает река Ачипсе. Там несколько лет назад Газпром построил отельный комплекс "Гранд Отель Поляна" и некоторое количество горнолыжных подъемников. Когда в Красную Поляну пришла Олимпиада, то на вершине гор, спускающихся к "Лауре", был построен лыже-биатлонный стадион, а горнолыжные подъемники стали использовать для доставки туда зрителей.  Кроме подъемников, туда есть и дорога, которая была строительной, а сейчас асфальтируется. Собственно, местами она уже заасфальтирована, а кое-где ещё остается строительной дорогой, в дождь проезжаемой только на вездеходах. Дорожное полотно уже почти готово и часть строителей занимаются украшением: штукатурят стены вдоль дороги, укрепляющие склоны. Пылища - мрак.

Трудно при таком качестве полотна и плотности потока (постоянно вверх и вниз идут грузовики) определить протяженность дороги. Перепад высот - около 800 метров. Когда её закончат, там можно будет тренироваться велогонщикам не хуже, чем на Тенерифе )) Ехали мы минут сорок, очень медленно. Зато можно было рассмотреть биатлонный стадион, мимо которого мы проезжали.
Деревья и фонари - это стадион. Разруха - вокруг. На самом стадионе всё готово, хоть завтра можно проводить соревнования.
Эх, дороги! Пыль да туман
:-)
Вот так это выглядело две недели назад.

В прошлом году старт был от лыже-биатлонного стадиона, а в этом из-за соревнований по биатлону и стройки перенесли чуть выше, к Пихтовой поляне

2. Небесный бег

Протяженность гонки около 25 км, сначала забег на вершину пик Сахарный, потом спуск с неё обратно к стартовой поляне. Собственно, этот марафон - не совсем марафон, так же как скайраннинг - не совсем раннинг, то есть это не бег в привычном для нас смысле слова. Скайраннинг отличается от горного бега тем, что кроме перепада высот там нужна ещё и высота, то есть это всегда происходит в горах. Дистанция может проходить по тропам, а может включать в себя технически сложные участки: карнизы, ледники, снег, скальные выходы. То есть скайраннинг - это такой гибрид бега по пересеченной местности с альпинизмом. На Сахарном 2013 старт был на высоте 1700, а верхняя точка - 3200 - там уже и снег и нулевая температура. В целом с погодой участникам повезло - было сухо и потому лишь умеренно скользко. Хотя сентябрь в этом году выдался очень холодный и дождливый, но именно к марафону природа сделала перерыв, спасибо ей. А холод для гор норма, и бежать легче, чем в жару
:-)
Вот тут кстати, тоже описан похожий маршрут, а ещё так называемые "горные марафоны" описывал в Прямой линии Сергей Медведев. Формат очень любительский, но интересный и творческий, а виды - едва ли можно найти на свете что-то более захватывающее, чем горный пейзаж. Для меня красота окружающих видов стала препятствием на маршруте номер 1
:-)
 Камера лежала в рюкзаке,  и каждые десять метров её нужно было достать, сделать снимок и потом убрать в рюкзак (снять палки-надеть палки ещё) потом подумать: "Ну хватит уже, пробеги хоть немного!" , чтобы через десять метров снова остановиться, раскрыв рот и, сняв палки, лезть в рюкзак.  И так по кругу. Причем некоторые виды не позволяли ограничиться одним снимком, а вызывали творческие муки:
Вариант 1 - фокус на рябину, вдалеке - размытая вершина
Вариант 2 - наоборот )))

И такая дребедень - целый день!

Примерно через два с половиной километра от стартовой поляны открывается вид на лыжно-биатлонный комплекс сверху. И сразу понимаешь, какой оно всё на самом деле маленькое по сравнению с горами!
Вот за моей спиной на вершине холма - весь комплекс. Маленькая родинка на плече горы. Живая теория относительности )))

Здесь мне вдруг встретились биатлонисты, у них кросс-поход по той части трассы, где можно бежать. Мне даже завидно стало - в каких местах тренируются! И называют это работой, счастливчики! Андрей Прокунин потом посмеялся и сказал: "А я бы лучше бы в интернете посидел".  А я бы всегда с большим удовольствием по горам побегала, чем в интернете сидеть, хотя моя работа - именно сидеть в этом самом интернете )) Работа хорошая, кто спорит, но горы всё равно лучше.
Оазис - так приятно попить и умыться!
Снег на высоте 2100
Чем не Альпы?

3. Гонка

Собственно соревнования. Участники больше альпинисты и горнолыжники, чем легкоатлеты. Разговоры после финиша почти все о восхождениях, ски-туре и горных лыжах, которые очень популярны в тех местах. Большая часть участников - местные, Ростовская область, Краснодарский край. Все они патриоты Кавказа, катаются и ходят здесь всю жизнь.

Гонка проходит в двух классах: Спорт и Туризм. Для класса спорт дистанция включает подъем на вершину и спуск с неё, для туристов время засекают только на вершине. Конечно, спуститься им тоже потом нужно, не оставаться же наверху  
:-)
но это уже не на время. Поскольку спуск в горах местами значительно сложнее и физически тяжелее подъема, это правильно. Опытные спортсмены специально тренируются проходить и бегать спуски, а туристы на них очень страдают (в том числе и я), сильно сводит ноги от непривычной работы. К тому же по сыпухе, камням это довольно экстремально, можно здорово упасть, поэтому не рекомендуется спешить.
Маршрут
Марафон проводят с 2008 года, но опыта организаторам пока не хватает. Так, например, в классе туристов они допустили очень большую ошибку, запустив старт двумя волнами и не сообщив участникам первой волны, что будет ещё одна. Получилось это не намеренно, а последствий они не предусмотрели. Первая волна стартовала по расписанию, но некоторые не успели к старту из-за опоздания поезда. И вот их организаторы запустили второй волной, посчитав затем результаты по времени. Естественно, лидеры первой волны оспорили результат: ведь они не знали, что соревнуются с кем-то ещё кроме тех, кого видят рядом! Прибежав первым на вершину и не видя позади себя никого из соперников, москвич Дмитрий Суслов вторую половину дистанции прошёл, как прошёл. И проиграл спортсмену из второй волны пять минут. А наступай ему на пятки соперник, наверняка бы поборолись и неизвестно, чья бы взяла. Конечно, со спортивной точки зрения это непростительный "косяк" организаторов.

В спортивном классе с лидером случилась не менее печальная история, но уже по собственной невнимательности. Он попросту сбился с тропы и пробежал прилично вниз, когда сообразил, что дорога не та. Пришлось возвращаться и в итоге - третье место. Обидно, но не удивительно, учитывая состояние после трех с половиной часов тяжелейшей гонки.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОТО
Всегда считала крокусы весенними цветами, а они и в сентябре цветут
Причем на 1600 они все фиолетовые, от 2000 начинаются жёлтые, а ещё выше - белые! До белых я не добежала.
Старт спортсменов
После финиша нас покормили странной едой - макаронами Макфа быстрого приготовления. Оказывается, бывают такие, сваренные и затем сублимированные (то есть высушенные). В отличие от традиционных дошираков эти не жарят в масле, и поэтому они, говорят, не вредные. Не знаю, не знаю
;-)
вкусные после 5 часов в горах - это точно.

Но в следующем году надо бы их дополнить чаем. Даешь в спонсоры к Макфе ещё и "Майский" и какую-нибудь "Ореховую компанию" - у них батончики вкусные...

А ещё вот ссылки на фото: Фотоальбом общий

И мои: Фотоальбом мой там и награждение есть.

И небольшой отчет о том, как первые покатушки уже прошли на свежевыпавшем снегу!

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.