Мой первый Loppet!

19 февраля 2012 года стартовал в Отепя и финишировал в городке Элва один из самых известных марафонов серии Worldloppet – Тартуский марафон. Этот марафон стал уже 41 по счету, и первым, в котором мне довелось поучаствовать лично.

НОВОГОДНИЙ ПОДАРОК

Всё началось с того, что перед новым годом я получил электронное письмо из оргкомитета Тартуского марафон с приглашение поучаствовать в пресс-поездке на марафон. Обещали обеспечить проезд, проживание и даже экскурсионную программу – ну как от такого откажешься? Настоящий новогодний подарок!

Точнее, нет. Всё началось гораздо раньше! «Заболел» Тартуским марафоном я ещё во время своей первой поездки в Отепя. Летом мы ездили туда потренироваться, и я даже написал об этом небольшой репортажик. Так вот там, в домике, который мы снимали, было много туристических буклетиков, в том числе и со схемами трасс Тартуских марафонов: велосипедного, бегового, роликового, кросс-кантрийного и, естественно, лыжного! Очень интересно было попытаться представить себе, как это вот здесь, где мы сейчас бегаем или катаемся на роллерах зимой бегут тысячи людей и, конечно, хотелось это испытать.

Первый заход был на роликовый спидскейтерский марафон в августе прошлого года. Мы как раз собирались заехать в Отепя на очередной сбор (мы очень полюбили бывать там летом), и надо было приехать в Тарту всего на один день раньше. Однако дело уперлось в инвентарь. Я почему-то не сомневался, что после хоккейно-дворового детства у меня получится как следует пробежать, но вот гоночных коньков ни у кого выпросить не получилось, а бежать на обычных – это всё равно, что на прогулочных лыжах! Купить же их да ещё ради одного старта я счёл неоправданным. Так вот и пролетели.

Второй заход – кросс-кантрийный Тарту-марафон в сентябре того же прошлого года. Проведя две августовские недели в Отепя всякие сомнения в необходимости моего участия в гонке отпали сами собой, и мы с женой даже заявились и оплатили стартовый взнос. Но! Опять подвел инвентарь. Я очень долго не мог починить свой раздолбанный о красногорские трассы велик, потом вдруг внезапно стало жалко денег на поездку, потом надо было поучаствовать в соревнованиях здесь, в России. В общем, всё навалилось, и я смалодушничал – плюнул на потраченные 50 евро и не поехал.

Наверное, правильно сделал, потому что бог любит троицу, да и начинать лучше было с профильного вида, то есть с лыж. А потом был этот «новогодний подарок»

10-й КАРМАН

Пресс-поездка значит пресс-поездка. Робко интересуюсь в оргкомитете: «А марафон-то можно пробежать?» «Конечно, - отвечают – вам целиком или половинки хватит?» «Целый, пожалуйста, заверните… большое спасибо!» И так во всем: всё, что ни пожелаете!

По мере переписки узнаю, что из Москвы еду не я один. Ещё едет некто Иван, главный редактор российского лыжного журнала, и мне надо с ним связаться и упаковать лыжи в один чехол. Думаю, не надо объяснять, что за Иван это был?

Нахожу свою фамилию в списке зарегистрированных участников на сайте марафона. И – о ужас! – оказывается, что я стартую в последней 15-й группе!!! Срочно пишу письмо в оргкомитет, но, получаю вежливый почти что отказ. В виде исключения меня подвигают в 10-ю группу, но разница там не велика. Спрашиваю у друзей, по сколько человек там, в группе? Говорят, что по 100 – то есть 1000 человек стартует передо мной! О, если бы я знал, как горько я ошибаюсь! Если бы на старте передо мной оказалась 1000 человек, я, наверное, был бы самым счастливым человеком на свете, но это была не 1000, а 3000! Самое ужасное заключалось в том, что первая тысяча стояла, по крайней мере, по лыжням, а я четвертая тысяча – аж за углом, где нет ни одной лыжни, и люди начинают просто двигаться со старта только через несколько минут после стартового сигнала!

В остальном всё превосходно: нам бронируют билеты на самолет, обещают встретить, расселить, приготовить лыжи. В общем – чудеса, да и только!

ЮЖНАЯ ЭСТОНИЯ

Перед вылетом из Шереметьево выпиваем по бокалу пива и садимся в самолет. Это – давняя традиция Ивана Ивановича, которую он постоянно практикует перед вылетом на гонки заграницу. Теперь всё должно сложиться удачно. Летим мы не в Тарту, а в Таллинн, и только на следующее утро нас ждет переезд в марафонскую столицу. Прилетаем вечером и размещаемся в гостинице Ulemiste, расположенной в непосредственной близости от аэропорта. В целом гостиница очень удобная, а до центра города – всего каких-то 10-15 минут на машине. Кстати, по дороге обратно мы также ночевали в Ulemiste, и я рискну порекомендовать эту гостиницу тем, кто будет лететь с марафона в Москву. Приехав туда вечером после гонки, мы хорошо поспали, еще вечером зарегистрировались на рейс, утром ещё до открытия ресторана получили походный завтрак и за 3 минуты добрались до терминала. В Москве мы были в понедельник в 11 утра. Всё очень удобно! Ещё один плюс гостиницы – вай-фай с хорошей скоростью.

Если будет желание, то можно после гонки побродить по старому Таллинну, по его красивым узким улочкам и зайти попить кофе в одну из местных кофеен (Kohvik) или даже заглянуть в средневековый ресторан, где ганзейский зал будут освещать одни лишь свечи, а подавать еду будут служанки в аутентичных костюмах того времени.

Ну а мы утром отправились в Тарту, и оттуда, даже не заезжая в гостиницу – в поездку по окрестностям. Правда, в самом городе, древнем Университетском центре, мы заглянули в мэрию, чтобы пообщаться с представителями городской администрации и оргкомитета марафона. Заместитель мэра радушно встретил нас и рассказал о том, насколько важен Тартуский марафон для города. Обратило на себя внимание то, что заместитель мэра был довольно молодым человеком лет около 30 и сам собирался принять участие в марафоне и преодолеть 63-километровую дистанцию.

День выдался солнечным и погожим, да к тому же безветренным. Поэтому предстоящая поездка по природным достопримечательностям обещала быть весьма приятной. Надо сказать, что нам повезло в гидом: все переезды и экскурсии для нас организовывала эстонская компания Quality Tourism, и ни разу не было ни одного сбоя.

Сперва мы побывали на шоколадной фабрике в местечке Кыллесте. Там в ручную делают «полезный» шоколад, добавляя в него продукты пчеловодства, такие как пыльца, перга, прополис. Собственно, это даже и фабрикой-то назвать язык не поворачивается. Это обычный деревенский дом, в котором местные жительницы руками льют шоколад по формам, затем замораживают плитки в холодильниках, и потом опять же вручную заворачивают плитки сначала в фольгу, а потом в бумагу! Кстати, население окрестных деревень в основном составляет одно из эстонских национальных меньшинств сету. Правда, сами эстонцы официально не считают их меньшинством, а их язык считается диалектом эстонского. Сами сету придерживаются иного мнения, но самое главное, что их отличает – это то, что они в отличие от протестантов-эстонцев – православные.
После этого мы отправились в Таэваскойя, где на речке Ахья проложены экологические тропы, ведущие к природным достопримечательностям – скальным выходам 20-метровой высоты и пещерам в них. Расположенные на излучине реки скалы обладают прекрасной акустикой, поэтому летом там проходят музыкальные фестивали на открытом воздухе. В непосредственно близости расположен настоящий советский пионерлагерь 80-х годов постройки. Входы с улицы, однако комнаты внутри отремонтированы и обставлены с любовью и заботой. Уверен, что будь такое жилье расположено неподалеку от марафонских центров как в России, так и в Эстонии, оно бы пользовалось огромным спросом из-за невысокой цены.
Далее наш путь лежал в городок Ряпина. Как нетрудно догадаться, его название было образовано от русского «рябина», а листик этого священного для финно-угорских племен дерева до сих пор является символом города. Если вы поехали на Тартуский марафон из центральной части России и жить собираетесь в Тарту, то советую обязательно остановиться по пути в местной гостинице для того, чтобы отведать просто потрясающей местной перловой каши – настолько вкусной, что в жизни я никогда не пробовал ничего подобного. К каше отлично подойдет баранина, которую здесь также великолепно готовят. Если за рулем будет жена, то можно будет отведать и местной домашней водки, как здесь называют самогонку. Кухня в ресторане – домашняя, а готовит сама хозяйка, жена владельца гостиницы. Само здание построено еще в 30-х годах прошлого века, но при советской власти выполняло самые разнообразные функции. После получения Эстонией независимости, собственность была возвращена законному владельцу, и он провел капитальный ремонт здания и организовал в нём гостиницу. Причем капитальный ремонт – это не наш российский «евроремонт». Всё сделано тщательно, каждая деталь продумана с любовью, заказана мебель в стиле начала прошлого века, постелен прекрасный дубовый паркет, руки тянутся потрогать детали деревянной отделки – то есть эффект аутентичности, конечно, потрясающий. В то же время все блага цивилизации здесь на месте – и это, наверное, одна из черт современной эстонской архитектуры. Если будете заезжать, попросите провести вам по комнатам, просто полюбуйтесь на это здание снаружи и изнутри. Кстати, хозяин хорошо говорит по-русски и с ностальгией вспоминает 3 года, проведенные в советской армии – в небезызвестном Капустином Яру.

На обратном пути мы заглянули в одно из поместий, которых в округе Тарту предостаточно. В данный момент оно отреставрировано и переоборудовано под гостиницу, специализирующуюся на отдыхе на лоне природы. Кстати, там также работает своя водочная дистилия, и без рюмки водки, конечно, не обошлось.

ПЕРЕД ГОНКОЙ

Если говорить о самом Тарту, то это очень характерный для Эстонии сплав истории и современности. Одним из главных градообразующих центров является Тартуский университет, а его студенты – одна из самых активных прослоек горожан. В городе, как внутри, так и в ближайших пригородах в наличии более пяти лыжных трасс, три из которых освещены в вечернее время. На одной из трасс мы побывали в субботу во время визита в оргкомитет Тартуского марафона и просмотра детских соревнований, собирающих на старте по несколько тысяч участников. Ну и, конечно, это был потрясающий праздник для детей. Погода была такой же великолепной, как и днем ранее, но, к сожалению, на день гонки прогноз был совсем не радужным. Обещали снег, сильный ветер и потепление. Глядя на туманные картины Кубка мира в польской Шклярска Поребе, в это верилось вполне. Наоборот, не верилось, что всего в каких то нескольких сотнях километров может быть так прекрасно, как в тот день в Тарту.

У всех участников, кстати, первый номер)))

Теперь пару слов о заявке: она происходит в большом универсальном спортивном зале, где также расположены развалы фирмачей, торгующие лыжным инвентарем, смазкой, одеждой и прочим барахлом. Там же можно отдать лыжи на подготовку. Мне предложили сделать это за счет оргкомитета и я повелся, тем более, после коротких переговоров с сервисером я понял, что мне положат порошок, а на держание намазать обещали «как гонщикам». Обманули. Как мне потом объяснили, они всегда замазывают, и лыжи на дистанции очень сильно «цепляли». Настолько, что даже когда я прорывался из своей четвертой тысячи и пачками обходил пешеходов, на спуске я ехал точно так же, как и все! У меня, правда, была своя вторая пара, не отданная «врагам», но я почему-то бежать на ней испугался. Эх, знать бы заранее…

Очереди на регистрацию практически не наблюдалось, хотя народу в зале толпилось прилично. Русская речь была слышна повсюду, и я даже встретил нескольких знакомых лыжников из Москвы. Еще раз пытаюсь поменять номер на более хороший, но безуспешно. При этом Ивану Ивановичу номер меняют по его прошлым результатам на Worldloppet. Здесь хочу немного поругать эстонскую принципиальность и советую быть немного более гибкими в этом вопросе. Потом, на дистанции, я обгонял огромное количество народу с более близкими номерами во второй и даже в первой сотне, которые ну никак не могли получить их по результатам прошлого года – это были, извините за сленг, конкретные пешеходы. Правда, для получения хорошего номера прокатывал любой результат Worldloppet. Таким образом, можно было сначала пробежать Finlandia Hiihto, где относительно хороший номер дают без проблем, а потом уже как человек стартовать на Тарту. Если же ваш Тартуский марафон будет, как в моём случае, первым, то про спортивную составляющую этой гонки можно забыть. Я понимаю, что сложно выработать единый критерий, но даже результаты аналогичной российской марафонской серии при перерегистрации рассматривать отказывались. Я, конечно, опять же и сам не представлял, что меня ждет на дистанции с таким номером, поэтому сильно не настаивал на своём, надеясь обогнать большинство на первых километрах – не получилось, догонял я до самого 63-го километра.
Гриша Александров и босс
Паста парти для мастеров Worldloppet, там были вкусные спагетти болоньез)


УТРО


Проснулся я рано, в шесть утра, чтобы успеть наспех перекусить в фойе гостиницы (ресторан был закрыт) и спешить на отходящие в Отепя автобусы. Наверное, если ставить во главу угла спортивный результат, лучше всё-таки избежать этих утренних переездов, поселившись рядом со стартом, однако если вы едете с семьей и хотите погулять по городу, отвезти детей на детскую гонку, посмотреть достопримечательности и походить по магазинам, то лучше жить в Тарту.

Приехал автобус довольно рано, и у меня было достаточно времени, чтобы оттестировать лыжи. Я отправился искать откаточную горку, но, к своему удивлению таковой не обнаружил. Пришлось катать лыжи за биатлонным стрельбищем, где было хоть какое-то подобие лыжни. Погода в день гонки действительно испортилась: хоть температура и не изменилась, небо заволокли тучи, задул пронизывающий ветер и посыпал снежок. Откатать лыжи при таком ветре было крайне тяжело – каждый раз они ехали в разные точки, и лишь по ощущениям мне казалось, что пара, приготовленная фирмачами, сильно тупит. Та же пара, которую я делал сам, была довольно скользкой, однако держание было не таким уверенным. И опять же, если бы я уже хоть раз проехал по этой трассе и представлял, что меня ждет, я бы плюнул на минимальную отдачу, незаметную при качественном толчке и выбрал более скользкие лыжи. Всё равно, как выяснилось, большинство времени передвигаться пришлось одновременными ходами. Однако тогда я этого не знал, и страх того, что на середине дистанции я «натолкаюсь» и меня «обрубит» взял верх.

С того момента, как я выбрал лыжи, до старта оставалось еще много времени, и я забился в один из домиков рядом со стартом в ожидании. Вторую пару я отдал представителям оргкомитета, которые нас принимали, чтобы они отвезли её на финиш в своём автобусе. А вот как быть тем, у кого такой возможности нет, я не знаю. Вещи со старта на финиш везут в военных грузовиках. Все вещи сложены в пакеты, на которых написан твой номер, и надо их сдать либо непосредственно в машину, либо положить в специально огороженном загончике рядом со входом в зону старта. Но лыжи-то там не положишь… Возможно, есть какие-то варианты решения этой проблемы, но так как у меня подобной проблемы, повторюсь, не возникло, я предпочел не заморачиваться.

63

Сначала я хотел выйти из тепла в самый последний момент, но глядя из окошка на то, как быстро заполняется стартовый карман, не выдержал и пошел класть лыжи. Это было минут за 15 до старта, и какое-то время мне пришлось померзнуть. Где-то за пять минут до стартового сигнала коридоры открыли, и лыжники начали потихоньку уплотняться и продвигаться вперед. Я дошел аккурат до поворота – но чтобы зайти за угол не хватило каких-то двух-трех метров. Вперед было не протиснуться, люди стояли плечом к плечу. Как раз в этот момент прозвучал стартовый выстрел и… ничего не произошло. Я стоял и ждал, ну когда же, когда же… минута, две, три – и лишь тогда люди передо мной начали постепенно продвигаться вперед маленькими шажочками. Еще где-то через полминуты я зашел-таки за угол и почти сразу же поехал относительно быстро.

Кстати, наверное, не всем понятно, что за угол это был. Дело в том, что стартовая зона на Тартуском марафоне организована так, что начиная с 3000-х номеров она разворачивается на 180 градусов. Участники, стоящие сзади, начинают движение параллельно с более ранними номерами, но только в противоположную сторону, разворачиваясь в том месте, где стартуют 2500-3000-е номера.
Вот он, мой уголочек

Так вот быстро я поехал, потому что большинство передо мной ехало в лыжнях, а я я ехал между ними. Но эта была рискованная тактика, и она привела к падению. Дело в том, что со старта трасса идет чуть-чуть под спуск, и народ впереди начал подтормаживать. А так как из этих карманов стартуют в основном неопытные лыжники, то тормозят они, вынимая ногу из лыжни и ставя ее плугом. Вот на такой «плуг» я и наехал: сначала один, а потом и второй раз. Однако вскочить оба раза удалось довольно быстро, и больше я уже не падал. Но и быстро не ехал. Обгонять было практически негде, и хоть я и использовал любую возможность, на более-менее крейсерскую скорость я вышел только к 4-5 километру. О своей скорости я следил по номерам, и если сначала они попадались только четырехзначные, то затем постепенно я стал нагонять и номера трехзначные. К первому питательному пункту я догнал своего московского товарища Гришу Александрова, поздоровался с ним, а он пожелал мне удачи. Как раз на этом участке трассы, как я видел заранее в профиле, должен был быть затяжной трехкилометровый подъем. После него планировался практически такой же длины спуска, и именно этого куска я боялся больше всего, и именно для него выбрал железно держащий вариант. Однако почему-то подъем все никак не начинался. Нет, были, конечно, какие-то небольшие горочки, перемежавшиеся с небольшими спусками – в общем, всё, как и раньше, и лишь по начавшемуся длинному спуску, я понял, что подъем уже позади. Мазаться так жестко явно не было никакой нужды! Тем более, что на спуске я это очень хорошо понял. Если на подъеме я прибирал группу за группой, то за эти несколько километров спуска обошел, дай бог, человек 10, и то, потому что постоянно толкался одновременным ходом. В общем, неутешительно, конечно, но азарт был, потому что группы в принципе догонялись, хоть теперь и не так быстро, как хотелось бы. Однако догнав, не было никакого желания немножко посидеть сзади, потому что в непосредственной близости темп очередной группы казался просто пешеходным. Чего никак не скажешь, пока ещё не встал в спину. Вот так, догоняя группу за группой, я и ехал.

Вопрос с питанием я решил следующим образом. Я взял с собой пояс с гелями SQUEEZY, рассчитывая есть их перед пунктом питания, а непосредственно на пунктах брать изотоник. Расчет оправдался на 100%. Незадолго до пунктов на дистанции стоят таблички-указатели, и, ориентируясь по ним, на ближайшем спуске я ел гель. Времени на пунктах я тоже практически не терял, быстро выхватывая бутылочку с напитком и подбирая в этот момент до 10 человек. Так что если у вас нет группы поддержки, так вариант можно считать вполне приемлемым.

Если говорить о самой трассе, то она несколько отличалась о той, что я видел на фотографиях. Сверкающего на солнце великолепия жестких свежепрорезанных лыжней не было и в помине, но виной тому были, конечно, не организаторы, а погода. Особенно в полях трассу сильно переметало, крайние колеи были практически целиком засыпаны свежим снегом, и двигаться по ним было ой как непросто. К счастью, теперь в этом и не было необходимости. Участники к этому моменту в основном шли друг за другом, а мимо меня промелькнули даже несколько двузначных номеров.

Самочувствие было неплохое, рабочее, и, пройдя 45 километров, я был очень доволен собой. У меня ничего не сводило, сил и желания бороться и догонять – через край. Что еще нужно для лыжного счастья? Лишь на отметке 50 километров кто-то из тех, кого я догнал, решил за мной подержаться – что ж, пусть держатся, я не против, а то как-то даже скучно было ехать всю гонку одному. Наоборот, это даже подхлестывало меня, чтобы добавить еще, и каково же было моё удивление, когда пара человек вышло вперед и начало натягивать струну! К счастью, до финиша оставалось совсем немного, и мне было нестрашно потерпеть, хотя в этот момент начало сильно-сильно сводить пресс. Сказалось, что последние 20 км трасса марафона в основном равнинная, с редкими короткими подъемами. Однако полидировав буквально километр-полтора эти люди снова пропустили меня вперед и исчезли сзади – на этот раз уже навсегда. Ну и зачем было выходить??? До финиша остается километра три, я с трудом догоняю очередную группу, но понимаю, что хоть и толкаюсь изо всех сил, этого хватает только для того, чтобы держаться позади. Тем не менее, стараюсь обходить, буквально по одному человеку, но обходить. Так, в борьбе и доезжаю до финиша. Результат 3 часа 21 минута, 176 место и проигрыш лидеру чуть меньше 40 минут. Конечно, стыдно, но с такими лыжами и с таким номером я сделал всё, что мог. К сожалению, гонка как спортивное состязание для меня закончилась, ещё не начавшись.

ПОСЛЕ ФИНИША

После финиша первым делом беру свои вещи и переодеваюсь. Вещи находятся тут же, в проволочных загонах и распределены по последней цифре в номере – первый раз встречаю такую систему! Я переодевался прямо на улице, хотя были и теплые палатки: отдельно для мужчин, отдельно для женщин. Узнаю у финишировавших ранее, где можно получить диплом и поставить отметку в Worldloppet-паспорт, и отправляюсь туда. Это небольшое двухэтажное здания в 200 метрах от финиша, в котором также есть небольшой ларек и сауна, куда может пойти любой из участников. Показав свой номер, я моментально получаю диплом с указанием своего места и времени и в соседней комнате ставлю отметку в паспорт марафонца. Там же встречаю Куаныша, который опять отжег и занял 33-е место. Он показывает мне, где после можно оставить лыжи, чтобы не таскаться с ними по всему финишному городку.

Вообще, это очень удобная штука – такой загон для лыж. При входе, тебе на лыжи вешают бирку с номером и такую же дают тебе в руки. Затем ты идешь, сам ставишь лыжи на свободное место и уходишь по своим делам. Когда надо лыжи забрать, ты идешь, забираешь, и на выходе показываешь две бирки: свою и на лыжах. Очень удобно! В финишной зоне раздают теплое пиво, планируем напиться им как следует, но мне и один пластиковый стакан влезает с трудом – какая гадость!)))) Приходится переходить на горячий кофе. Кстати, забыл сказать, что на финише все участники получают памятную медаль, а при регистрации – значок с символикой Тартуского марафона. Что ещё? Ещё масса впечатлений и непременное желание вернуться сюда ещё раз. Для чего? Чтобы доказать в первую очередь самому себе, что можно, можно финишировать гораздо ближе, можно заработать себе не бумажный номер 3436, размокший и выброшенный после финиша, а красивую и удобную маечку со всего лишь двумя цифрами, которую дают прямо на месте старта и которая займет почетное место в моей домашней коллекции. А что если марафон бы прошел не в воскресенье, а днем раньше: на этом солнце, на этом искрящемся снегу, при полном отсутствии ветра!? В общем, недополученных впечатлений тоже осталось немало, а это значит, что сюда обязательно надо вернуться. Причем вернуться может даже и раньше, чем следующей зимой – летом поводов будет также предостаточно.



Фото Андрея Краснова и Ивана Исаева

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.